Ответы
на актуальные вопросы
"Гнесинка".
Это название известно всем, кто хоть как-то связан с миром музыки. На самом
деле имя сестер Гнесиных носит целая система музыкально-образовательных
учреждений, состоящая из детской музыкальной школы-семилетки, средней
специальной школы, музыкального училища и Российской Академии Музыки. Директор
Московской детской музыкальной школы имени Гнесиных Андрей Петрович Подгорный
ответил на вопросы читателей интернет-издания Лента.ру. Вашему вниманию
предлагается некий дайджест его ответов. ...о системе
музыкального образования Не скажу, что
народ уже валом валит в музыкальные школы, но подвижки заметны. Приходит
много молодых родителей, которые хотят своим детям дать начальное
эстетическое образование. Хочу сказать, что наша страна, пожалуй,
единственная, где сохранилась такая система музыкального образования, потому
что оно, по сути, довольно дорого обходится государству: такого количества
индивидуальных занятий, сколько проводится в музыкальной школе, нет ни в
какой другой образовательной системе. Наше музыкальное искусство настолько
сложно, что научить ребенка играть на каком-либо инструменте невозможно,
занимаясь с группой детей. Это должны быть только индивидуальные занятия.
Причем, как минимум, два часа в неделю. ...всеобщее музыкальное образование
не помешает. Но у нас исторически сложились две совершенно разные системы.
Одна система – это музыкальное образование в общеобразовательных школах.
Честно скажу, оно там поставлено откровенно плохо. ... в системе музыкальных
школ все-таки значительно выше уровень подготовки детей. Хотя, безусловно, я
считаю, что имеют право на существование и другие системы образования. У нас
есть даже частные школы, правда, к сожалению, существуют недолго, так как
очень высокая оплата за обучение. У нас были преподаватели, которые уходили в
такие частные школы, где платят больше. Потом, через год-полтора, они
возвращались, так как там все разваливалось. Потому что, как я уже сказал,
невозможно абсолютно самостоятельное существование частной школы, потому что
само по себе обучение очень дорогое, оно не может быть долговечным. Нужен или
какой-то постоянный меценат или все-таки государственная поддержка. ...в
музыкальной школе может заниматься любой психически и физически здоровый ребенок.
Другое дело – каких он достигнет успехов. Он может развиться и в
профессионала высшей категории, хотя это не является нашей самоцелью. Наша
цель – обучать детей музыкальной культуре, готовить не только
музыкантов-профессионалов, но и музыкантов-слушателей, любителей музыки. Для
этого тоже надо разбираться в вопросах истории музыки, получить основы
элементарных теоретических знаний. Поэтому не скажу, что у нас очень высокие
требования к поступающим в школу, потому что это, скорее всего, удел спецшкол:
там действительно очень строго отбирают, там жесткая конкуренция, там большие
конкурсы. А в музыкальных школах такой конкуренции нет, зачастую без всякого
конкурса принимают практически всех желающих. ... единой системы, которая
могла бы упорядочить отношения общеобразовательной и музыкальной школ, нет.
Фактически, музыкальная школа поставлена в прямую зависимость от
общеобразовательных школ. Ситуация зависит от личности директора
общеобразовательной школы. Если он умный и дальновидный, то он найдет контакт
с музыкальной школой и будет создавать режим наибольшего благоприятствия для
тех детей (особенно одаренных), которые обучаются в его школе и параллельно
занимаются в какой-то музыкальной. Раньше дети металлолом собирали, сейчас,
слава богу, этого нет. Сейчас другой бич: дополнительные занятия, например,
все остаются после урока и занимаются английским языком и еще чем-то там. То
есть детей лишают возможности заниматься в музыкальной школе. Это какой-то
образовательный эгоизм - каждый педагог пытается свой предмет сделать самым
главным. Или эгоизм школы. "Да что там – музыкальная школа? Что ты там
бренчишь на своих фортепьянах? Физику тебе нужно изучать!". Это
недалекие люди, которые не понимают, что занятия в музыкальной школе в
значительной степени обеспечивают успех обучения ребенка и в
общеобразовательной школе. Как правило, дети, успевающие хорошо заниматься в
музыкальной школе, являются чуть ли не отличниками в общеобразовательной
школе. Это непреложный факт, это доказано давно. А вместо помощи этим детям
организуют всяческие препятствия. Хотя, безусловно, встречаются люди
понимающие. У меня было много контактов с коллегами из общеобразовательных
школ. Там даже не имея экстерната, разрешали какое-то такое
"щадящее" посещение школ, особенно если это концертирующие дети. И
мы всегда приглашали руководителей этой школы в Большой зал Консерватории на
концерты этих ребят. Они видят, кому помогают. ...Один мудрый человек сказал,
что значительно дешевле построить одну музыкальную школу, потому что потом
придется строить три или четыре тюрьмы для малолетних. ...о частных
занятиях Я не думаю,
что увеличилось количество детей, занимающихся частным образом. Большинство
родителей все-таки предпочитают дать своим детям комплексное начальное
музыкальное образование. Кстати эта форма (когда наряду с основным
инструментом начинающий музыкант в процессе обучения постигает и другие
музыкальные предметы: сольфеджио, музыкальная литература, хор, оркестр,
ансамбли и прочее) была применена впервые в своей школе сестрами Гнесиными -
выпускницами и студентками Московской консерватории, в конце XIX века она
была весьма прогрессивной. В других же школах в те времена обучали только
игре на каком-то инструменте, преимущественно на фортепиано. И вот
дальновидность и педагогическое чутье Гнесиных как раз и привели к тому, что
эта система стала всеобъемлющей не только для Москвы, но и для всего
Советского Союза (об этом, правда, иногда забывают). Мы эту систему
продолжаем развивать и совершенствовать. В нашей школе теперь и с малышами
занимаются по этой же системе. Трудно даже сравнивать эти две формы обучения:
частные занятия на одном инструменте и комплексную систему обучения в
музыкальной школе. Во-первых, "частники", как их иногда в
простонародье называют, лишены возможности выступать на сцене перед публикой.
Они лишены возможности послушать своих сверстников, которые могут значительно
быстрее и лучше заниматься, чем они сами. Как раз вот этого более чем
достаточно в школе. Фактически любой ученик – продвинутый, сделавший хоть какие-то
успехи музыкальные – имеет возможность выступить перед публикой. Артист, как
известно, растет на сцене. Надо сказать, что бывают разные уровни концертов.
От концерта класса педагога до ответственнейшего концерта в Большом зале
Московской консерватории. Поэтому вот такая палитра разнообразных концертов –
это, конечно же, может быть только в учебном заведении. Если же ребенок
целенаправленно занимается точными или гуманитарными науками и, дабы не
тратить много времени на посещение всех уроков в музыкальной школе, родители
приглашают ему педагога-музыканта с тем, чтобы ребенок имел представление о
музыкальной культуре - в таком случае, действительно, частная форма
предпочтительнее. Однако пока это не стало массовым явлением. ...о музыкальном
слухе Очень часто
люди находятся в заблуждении: если ребенок не поет, это значит, что у него
нет слуха, медведь на ухо наступил. Это просто удивительное заблуждение.
Иногда дети, не умеющие петь, обладают абсолютным слухом. И потом
превращаются в профессиональных музыкантов. Это происходит сплошь и рядом.
Дело в том, что наличие слуха и владение голосовыми связками – это два
совершенно разных занятия. Потому что когда человек поет, он просто управляет
своими связками. Например, если молотобойцу дать руками собрать наручные часы
с мелкими шестеренками-колесиками, он не сможет этого сделать, потому что он
работал с кувалдой и с наковальней, понимаете? У него пальцы огромные,
мощные, ему трудно это сделать, потому что он этими пальцами не владеет. Или
скрипачу с тонкими пальцами дать поработать на наковальне, что он там накует?
Можете себе представить. Мы часто берем детей, которые не умеют петь, если мы
подозреваем, что у них есть слух. И в течение первых одного-двух-трех лет мы
развиваем этот слух и учим ребенка петь. И они поют очень стройно и чисто.
Когда эти дети поступают в первый класс, даже трудно поверить в то, что они
не могли связать трех нот. ...о музыке дома Проблема в
том, что мамы перестали петь своим детям. Перестали петь колыбельные,
перестали петь песни. Все сейчас заменяют проигрыватели, диски и прочее.
Поэтому у детей не формируются навыки пения с раннего детства. Потому что
когда один человек поет, а другой слушает – у того, кто слушает,
непроизвольно сокращаются голосовые связки, он как бы подпевает, может быть,
даже не издавая звука. Иногда родители внушают ребенку: "Да тебе медведь
на ухо наступил". И ребенок говорит: "Да, мне медведь на ухо
наступил, нет у меня никакого слуха, я петь не умею". Вот это
неправильно, надо родителей от этого отучить, необходимо давать ребенку
слушать как можно больше. Вот это, кстати, я говорил и о системе Сузуки. Надо
просто слушать хорошую добрую музыку. Не надо тяжелого рока, потому что это
все уйдет в какой-то такой тупик, очень темный и очень грустный. ...когда начинать
учить музыке А начинать
надо, чем раньше, тем лучше. В Японии уже в практику ввели обучение будущих
мам на шестом месяце специально подобранной классической музыкой: Моцарт,
Вивальди. И уже доказано, что рождаются дети, более адаптированные к жизни,
более коммуникабельные, с устойчивой нервной системой. Они уже в утробе
начинают своим горлышком пытаться воспроизводить мелодичные звуки. Я иногда в
шутку говорю, что пора нам открывать родовое отделение при школе. Потому что
сейчас мы обучаем детей с четырех лет, но в принципе можно и раньше. Как
только ребенок может адекватно себя вести в группе со своими сверстниками
(группы могут быть и маленькие, допустим, семь-восемь человек), он уже может
начинать музыкальное развитие. Сначала, в первый год обучения, у нас дети учатся
у одного педагога. Хотя предметы разные: и ритмика, и сольфеджио, и хор, но,
тем не менее, вот в этом возрасте дети должны любить одного педагога, они не
могут пока еще разделять свою любовь на двух-трех специалистов. Это потом
начинается. В пятилетнем возрасте у них уже разные педагоги по сольфеджио,
ритмике и так далее. Можно начинать даже с более раннего возраста. Мы
просматриваем, как дети себя ведут в этой группе. И если все нормально, то
значит, ребенок вливается в эту группу. Так что предела раннего обучения
музыке нет. Можно начинать с дородового периода. ...заставлять ли
учиться музыке Учение не
должно быть мучением. Это зависит от педагога и от родителей. Иногда бывает
такое, что должен быть какой-то короткий период до тех пор, пока ребенок не
поймет смысл обучения. Вы знаете, вся педагогика строится по ряду
дидактический принципов, основные принципы надо соблюдать. Если про них
забыть, тогда ничего не получится. А здесь так называемый принцип
перспективных линий. Вот для чего ты это делаешь? Ты это делаешь для того,
чтобы у тебя получилось вот это, вот это и вот это. Надо понимать, что
ребенок должен "видеть морковку", понимать, почему и зачем это
нужно. Например: "Ты знаешь, что у нас вот в детском садике будет
праздник, представляешь, как здорово будет, если ты придешь и сыграешь своего
"Зайчика" или еще что-то, ребята тебе будут хлопать". Ребенок
должен загореться, важно, чтобы он понимал, почему он должен каждый день по
полчаса садиться за фортепиано и заниматься. Зачем? Обязательно должна быть
поставлена цель, необходимо объяснить ребенку, что он получит в результате
своих трудов. Заставлять – это, конечно, самый плохой вариант. Хотя такое
тоже бывает. Бывали у нас музыканты, которые говорили, что их в детстве
просто заставляли, чуть ли не из-под палки, но это, прямо скажем, не лучший
вариант. Но есть и другие примеры, когда дети всегда с удовольствием
занимаются, их не оторвешь от инструмента, они говорят: "Хочу еще
заниматься, у меня вот это не получается, это хочу еще, это должен доучить".
По-разному бывает. Это зависит и от родителей, и от педагога. ...о системе Сузуки Мне как раз
довелось в течение двух лет работать именно с учениками системы Сузуки. Я не
скажу, что я досконально ее изучил. На мой взгляд, в этой системе есть много положительного,
но и есть много такого, что приходится менять в процессе обучения. Потому что
есть маленькие ученики, играющие на скрипках, которые еще не умеют считать и
не умеют читать, тем не менее, они очень быстро считывают нотный текст. Они
как маленькие компьютеры. Эта система очень хороша своими элементами.
Например, необходимый атрибут этой системы - это слушание большого количества
музыки. Это замечательно, это очень хорошо, когда дети трех-четырех-пяти лет
от урока к уроку должны прослушать определенное произведение, определенным
образом сыгранное, хорошо записанное и так далее. И когда они слушают большое
количество произведений, у них уже воспитывается культура восприятия, то есть
они воспринимают интонационно чисто сыгранное произведение в хорошем строе, с
хорошим качеством звука. И к тому моменту, когда ребенок берет скрипочку в
руки, он уже ожидает, какой он звук должен из нее извлечь. И когда с самого
начала он извлекает совершенно мерзопакостный звук, он понимает, насколько он
несовершенен и он, естественно, устремляется к тому, чтобы все-таки как-то
приблизиться к тому эталону, идеалу, который у него уже в сознании
сформировался. Это положительная тенденция, это очень хорошо. Но есть и
отрицательная. Например, когда ребенок видит нотку на третьей линейке,
посередине нотного стана, он не понимает, что она находится на третьей
линейке. Но у него автоматически срабатывает рефлекс и у него первый пальчик
(указательный) левой руки, если это скрипач, падает на струну "ля"
и играет ноту "си". Он не знает, что это нота "си", он не
знает, что он играет на струне "ля", его просто приучили
автоматически нажимать первым пальцем первую нотку вот на этой самой струне.
По этому принципу он все ноты разучивает. То есть, если он видит ноту, у него
тут же рефлекторно падает палец на нужную струну в нужном месте, фактически
как машинистка, не глядя на клавиши, щелкает на машинке или на компьютере.
Автоматически. Но ведь у нас система по-другому построена. Ребенок видит
нотку и начинает думать: "А, я могу ее здесь сыграть первым пальцем, а
вот здесь я могу играть по-другому, могу еще играть вот так и вот так".
И поэтому японские ученики на первом этапе обучения все играют в быстром
темпе, абсолютно любой текст, но не будучи озабоченными вопросами фразировки (например,
окончание фразы, начало фразы, кульминация, крещендо). Они просто читают
текст и превращаются в маленьких роботов. И для того, чтобы потом ребенка
научить играть не просто музыкальную мелодию, а вложить в нее определенный
смысл, нужно приложить очень много сил и нервов... Не представляете сколько,
но я это проходил и знаю. Поэтому в этой системе не все хорошо, хотя много и
полезного. Мне кажется, нормальный педагог должен взять все лучшее, может,
даже из разных систем. Преподаватель должен быть знаком с большим количеством
систем и не быть фанатом и последователем одной какой-то системы... Богатство
не только в многообразии систем, а в умении выбрать нужную для конкретного
индивидуума. ...о талантах и
профессии Когда это были
единственные скрипачи – Давид Ойстрах, Леонид Коган, Борис Гольдштейн - эти
звезды сияли очень ярко. Сейчас, я считаю, есть не менее крупные таланты, но
их просто стало больше в пять, в десять раз, поэтому все это теперь
воспринимается не как нечто сверхъестественное, как это было в тридцатые
годы. Вместе с тем, я могу сказать, что при социализме эта специальность была
весьма престижной, считалось, что быть музыкантом, лауреатом международных
конкурсов в высшей степени почетно. Сейчас – по разным причинам, не будем
анализировать – все это опустилось на очень низкую планку, лауреаты конкурсов
не могут найти работу, а если находят, то получают зарплату, сопоставимую с
зарплатой технического работника какого-то невысокого уровня. ... в целом
резко упала престижность профессии музыканта, к сожалению. У нас почему-то не
с большим уважением относятся к музыкантам. Безусловно, что наиболее яркие
представители нашего цеха пользуются заслуженным уважением. Но вот
преподаватели или, скажем, рядовые музыканты, которые тоже трудятся в поте лица,
они вынуждены заниматься на двух, на трех, а то и на четырех работах
одновременно, чтобы прокормить свою семью. Это говорит о том, что у этих
людей недостаточные базовые зарплаты, они вынуждены не от хорошей жизни
искать несколько мест работы. Вот такая проблема существует. Поэтому иногда
родители говорят: "А зачем отдавать ребенка в музыкальную школу? Что в
итоге? Вырастет – и какую зарплату он будет получать? Будет мучиться. Нет, уж
лучше пусть идет в юристы, банкиры и так далее". Все сейчас хотят стать
банкирами. Потому что раз близко с деньгами, значит, будет иметь много денег.
Вот такие мифы и заблуждения. ...о переходе на
самоокупаемость если когда-то,
не дай бог, будет принято решение о переводе школ на систему самоокупаемости,
это станет днем похорон не только всей системы дополнительного образования
детей, но и всей музыкальной культуры России, из нее выросшей. ...даже
элементарная закупка музыкальных инструментов для школы станет непреодолимой
проблемой, так как нищенский бюджет школы не сможет себе этого позволить... А
содержание и ремонт зданий и помещений, а коммунальные услуги, а достойная
заработная плата для преподавателей и сотрудников школы, а аренда концертных
залов для учащихся? И таких "а" целая вереница! Как только школа
станет "самостоятельной" - она умрет. Ее тут же обанкротят, сюда
придут люди, откроют мебельный магазин или ресторан. Потому что у нас
некоторые школы находятся в замечательных зданиях, иногда в центре Москвы, у
кого-то просто слюнки текут, когда они смотрят на эти здания. Возможно,
именно эти люди и являются лоббистами проекта - перевести школы на
самосодержание. ...о композиторах Сейчас резко
возрос уровень образования композиторов, у нас есть композиторские факультеты
во всех ВУЗах, выпускники этих ВУЗов совершенно мастерски могут сделать
аранжировки, инструментовки, переложения и тому подобное, они пишут большое
количество симфоний, сложных произведений. Все это, казалось бы, хорошо, но
часто отсутствует такая немаловажная деталь как мелодия. Я понимаю, что бывают
произведения, которые пишутся специально для создания настроения, но этого
недостаточно, мы тоскуем по красивым мелодиям, по темам. То есть, отслушав
целый концерт, можно уйти, а в голове не остается ни одной мелодии. И
напротив, я – пусть это не будет воспринято как реклама – уже несколько лет
работаю с таким композитором как Ефрем Подгайц. Я очень его люблю, уважаю,
наша школа ему заказывала целый ряд произведений, которые он написал
специально для нас, для разных коллективов. Он написал и оперу специально для
нас – "Карлик Нос" - это совершенно потрясающая опера, она у нас
продержалась несколько лет, мы ставили эти спектакли. Уже во время
презентации этой оперы он во всех лицах исполнил эту оперу сам, мастерски
играя на рояле. И ребята уже после этой презентации вышли и пели фрагменты из
этой оперы, финальную сцену... Там такая мелодика, хотя с современными
ритмами, с современными гармониями. Совершенно замечательный композитор. ...о стилях Нам хочется верить (хотя мы иногда желаемое воспринимаем
за действительное), что год от года повышается интерес именно к классической
музыке, да и вообще к музыке. К сожалению, всевозможные "фабрики
звезд" и "попсовые" фестивали играют не всегда положительную
роль. Они создают у молодежи впечатление, что очень легко стать звездой, что
нужно научиться вовремя открывать рот у микрофона – и этого достаточно. А на
самом деле это тяжелый труд. И многие приходят с настроением стать за
считанные дни или месяцы звездой, сталкиваются с трудностями и сильно разочаровываются,
а в итоге, зачастую, впадают в глубокую депрессию. И вот эта кажущаяся
легкость, которую всячески демонстрируют с эстрады, играет злую шутку с теми,
кто, в общем-то, не очень разбирается в жизни. Ведь профессия музыканта
помимо природной одаренности предполагает, прежде всего, тяжелейший, а иногда
изнурительный труд. И сделать этот труд радостным, а ребенка счастливым – это
уже удел преподавателя, от него зависит, как он сможет преподать свой предмет
и станет ли этот предмет у ребенка любимым или ненавистным на всю оставшуюся
жизнь. Также это зависит от руководителей школы, от преподавателей, от
обстановки в школе. ...увлечение роком (тем более тяжелым) для начинающих
музыкантов – это не только тупиковый путь, это путь в неизвестность, потому
что чем этот музыкант закончит в дальнейшем – неизвестно. Что такое классика?
Раньше люди стремились к благозвучию. Стремились к гармонии – не только
звуковой (это называется консонансное звучание), но и к гармонии ритмической.
Синкопы, например, - это ноты со смещенной сильной долей – они, в общем, не
очень широко использовались раньше. Тем более, диссонансные аккорды, которые
тоже использовались довольно редко. У ребенка неустойчивая нервная система,
еще не очень развит слух, у него еще оголенные чувства, он еще не покрылся
такой "коркой", защитой от воздействия внешнего мира, в том числе
звукового мира. И вот это все многообразие на него наваливается и проникает в
него. Сначала надо ребенка воспитать на базе классики. В нашей школе это
незыблемый принцип. Безусловно, ребята играют и веселые какие-то
произведения, может быть, даже джазовые, но это не может быть самоцелью,
ребенок сначала должен постичь вот эту музыкальную азбуку, то есть освоить
классиков. И потом уже на базе этих приобретенных навыков может заниматься
чем угодно: и роком, и какой-то другой музыкой. |