Три важных практических совета по методике занятий на инструменте
В течение многих лет
я сделал много кардинальных изменений в методике занятий, по сравнению с тем
как мне говорили нужно заниматься.
В большинстве случаев
изменения происходили из-за случайных внешних событий никак не связанных с
фортепиано, но они заставили меня изменить методику занятий.
В некоторых случаях это происходило из-за того, что я
узнавал о новых методах от других пианистов или из книг. Опробовав на
практике и осознав, что они работают лучше, я добавлял их в свой арсенал.
Если бы нужно было
выбрать три наиболее важных метода, руководствуясь их результативностью, я
выбрал бы следующие:
1. Практика на небольших фрагментах произведения
в течение 10 - 15 минут. Раньше я практиковался часами. Но все же моя игра была
посредственной, несмотря на значительные затраты времени. Затем, из-за
непредвиденных обстоятельств, я не мог уделять непрерывным занятиям больше чем
несколько минут. То есть теперь вместо того чтобы заниматься 3 - 4 часа
непрерывно, я был вынужден заниматься несколько раз в день по 10 - 15 минут.
Сначала я очень переживал по этому поводу. Но затем, по истечении
нескольких недель, случилось нечто невероятное: небольшие подходы не только не
изматывают физически, как я думал, но и моя игра стала заметно улучшаться. Это
было очень, очень много лет назад.
С тех пор я никогда не занимаюсь больше 30 - 40 минут за один подход к
инструменту. Моя игра, вместо того чтобы пострадать чрезвычайно улучшилась.
Иногда бывают дни, когда я совсем не играю, но негативных последствий этого не
испытываю.
2. Заниматься музыкой,
а не игрой (в смысле клавиширования). Одержимость скоростью, бравурное
искусство пианистического атлетизма и т. д. хорошо известны на форумах.
Однако если позволить музыкальному содержимому произведения управлять техникой
исполнения, то становится понятно, что исполнение поразительно улучшается.
3. Не следует
искать коротких путей, и перескакивать через этапы обучения. Мне на практике
приходится бороться с этим как учителю. Обучение заставляет двигаться шаг за
шагом через одни и те же произведения с каждым учеником.
Я
заметил, что стал превосходным исполнителем произведений, которым обучаю. Но,
честно сравнив эти произведения с теми, которые изучаю самостоятельно, я понял,
что пытаюсь перепрыгнуть через много этапов и срезать много углов в
самостоятельной работе. В то время как на уроках, мне приходится выполнять все
шаг за шагом. Когда я это понял (много лет назад), то принудил себя выполнять
все те же шаги и в самостоятельной работе. Что фактически означает, что после
того как разучил произведение, я начинаю изучать его заново шаг за шагом. К
третьему или четвертому повторному изучению, произведение настолько
впитывается, что даже если я не играл его много лет, то все равно могу сыграть
его идеально.