Р. Шуман - "Жизненные правила для музыкантов"
[1] Развитие слуха - это самое важное. Старайся с
юных лет распознавать тональности и отдельные звуки. Колокол, оконное стекло,
кукушка, - прислушайся, какие звуки они издают.
[2] Играй прилежно гаммы и другие упражнения для пальцев. Но есть много людей,
которые полагают, что этим все и достигается, которые до глубокой старости
ежедневно проводят многие часы за механическими упражнениями. Это похоже
приблизительно на то, как если бы стараться ежедневно все быстрее и быстрее
произносить азбуку. Употребляй свое время с большей пользой.
[3] Играй ритмично! Игра некоторых виртуозов похожа на походку пьяного. Не бери
с них пример.
[4] Изучи как можно раньше основные законы
гармонии.
[5] Не бойся слов: теория, генерал-бас,
контрапункт и т. п.; они приветливо пойдут тебе навстречу, если ты сделаешь по
отношению к ним то же самое.
[6] Никогда не бренчи на инструменте! Всегда со свежим
чувством играй вещь до конца, никогда не бросай на половине.
[7] Тянуть и спешить - одинаково большой
недостаток.
[8] Добивайся того, чтобы играть легкие вещи правильно
и хорошо; это лучше, чем посредственно исполнять трудные.
[9] Всегда проявляй заботу о чистоте настройки
твоего инструмента.
[10] Необходимо, чтобы пьесой овладели не только
пальцы, ты должен уметь также и напевать ее для себя без инструмента. Развивай
свое воображение настолько, чтобы ты мог удержать в памяти не одну лишь мелодию
произведения, но и относящуюся к ней гармонию.
[11] Старайся, даже если у тебя небольшой
голос, петь с листа без помощи инструмента; тонкость твоего слуха от этого
будет все возрастать. Если же у тебя хороший голос, не медли и минуты и
развивай его; рассматривай это как прекраснейший дар, которым тебя наделило
небо.
[12] Ты должен настолько себя развить, чтобы
понимать музыку, читая ее глазами.
[13] Когда ты играешь, не беспокойся о том, кто
тебя слушает.
[14] Играй всегда так, как если бы тебя слушал мастер.
[15] Если тебе предлагают сыграть с листа незнакомое
сочинение, то сначала пробеги его глазами.
[16] Если ты выполнил свою повседневную музыкальную
работу и чувствуешь усталость, не насилуй себя больше. Лучше отдохнуть,
чем работать без охоты и бодрости.
[17] Когда будешь постарше, не играй ничего
модного. Время дорого. Надо иметь сто человеческих жизней, чтобы
познакомиться только со всем хорошим, что существует на свете.
[18] На сладостях, пирожных и конфетах ни один ребенок
не вырастет здоровым человеком. Духовная пища так же, как и телесная,
должна быть простой и здоровой. Великие мастера достаточно позаботились о такой
пище; пользуйся ею.
[19] Ты не должен способствовать распространению
плохих произведений; наоборот должен всеми силами препятствовать этому.
[20] Ты не должен ни играть плохих
произведений, ни слушать их без крайней необходимости.
[21] Никогда не увлекайся блеском, так называемой
бравурностью. Старайся, чтобы музыка произвела то впечатление, какое имел
в виду автор; большего не надо; все, что сверх этого, - искажение.
[22] Считай безобразием что-либо менять в сочинениях
хороших композиторов, выпускать или, того хуже, добавлять в них новомодные
украшения. Это величайшее оскорбление, какое ты можешь нанести искусству.
[23] Выбирая вещи для работы, советуйся со
старшими: ты этим сбережешь себе много времени.
[24] Постепенно знакомься со всеми
значительными произведениями всех выдающихся композиторов.
[25] Не обольщайся успехом, который часто завоевывают
так называемые большие виртуозы. Одобрение художника пусть будет для тебя
ценнее признания целой толпы.
[26] Все модное становится со временем
немодным, и если ты будешь гоняться за модой до старости, то превратишься
в фата, которого никто не уважает.
[27] Никогда не упускай возможности участвовать в
совместной игре - в дуэтах, трио и т. д. Это придаст твоей игре свободу,
живость. Почаще аккомпанируй певцам.
[28] Если бы все хотели играть первую скрипку, нельзя
было бы составить оркестра. Уважай поэтому каждого музыканта на его месте.
[29] Люби свой инструмент, но в своем тщеславии не
считай его лучшим, единственным. Помни, что существуют и другие, притом
столь же прекрасные. Помни и о существовании певцов: не забудь, что самое
высокое в музыке находит свое выражение в оркестре и хоре.
[30] Когда подрастешь, общайся больше с
партитурами, чем с виртуозами.
[31] Играй усердно фуги больших мастеров и, прежде
всего, Иоганна Себастьяна Баха. "Хорошо темперированный клавир"
должен быть твоим хлебом насущным. Тогда ты безусловно станешь основательным
музыкантом.
[32] Ищи среди твоих товарищей таких,
которые знают больше, чем ты.
[33] Отдыхай от своих музыкальных занятий за
чтением поэтов. Чаще бывай на лоне природы!
[34]У певиц и певцов можно кое-чему научиться, но
не доверяй им во всем.
[35] Свет велик. Будь скромен! Ты еще не открыл и не
придумал ничего такого, что не было известно до тебя. А если и открыл, то
рассматривай это как дар свыше, которым ты должен поделиться с другими.
[36] Изучение истории музыки, подкрепленное слушанием
образцовых произведений различных эпох, быстрее всего излечит тебя от
самонадеянности и тщеславия.
[37] Не упускай случая поупражняться на
органе; нет ни одного инструмента, который так же быстро мстил бы за
неряшливость и грязь в сочинении и в исполнении, как орган.
[38] Пой усердно в хоре, особенно средние
голоса. Это разовьет в тебе музыкальность.
[39] Но что значит быть музыкальным? Ты не музыкален,
если, боязливо уставившись глазами в ноты, с усилием доигрываешь свою вещь до
конца; ты не музыкален, если в случае, когда кто-нибудь нечаянно перевернет
тебе сразу две страницы, - остановишься и не сможешь продолжать. Но ты
музыкален, если в новой вещи приблизительно чувствуешь, что должно быть дальше,
а в знакомом произведении знаешь это на память, - словом, когда музыка у тебя
не только в пальцах, но и в голове и в сердце.
[40] Но как можно стать музыкальным? Милое дитя,
главное - острый слух, быстрое восприятие - дается, как и все, свыше. Но
способности можно развивать и совершенствовать. Этого не достигнешь, если,
отшельнически уединяясь, играть целыми днями механические упражнения;
необходимо живое, многостороннее музыкальное общение: особенно важно иметь дело
с хором и оркестром.
[41] Уясни себе рано объем человеческого голоса в его
главных четырех видах; прислушивайся к голосам, особенно в хоре; исследуй,
в каких регистрах они обладают наибольшей силой, в каких им доступны выражения
мягкости и нежности.
[42] Прислушивайся внимательно ко всем народным
песням; это сокровищница прекраснейших мелодий; они откроют тебе глаза на
характер различных народов.
[43] Практикуйся с раннего возраста в чтении старых
ключей. Иначе для тебя останутся недоступными многие сокровища прошлого.
[44] Рано начинай обращать внимание на звук и характер
различных инструментов; старайся хорошо запечатлеть в слуховой памяти их
своеобразную звуковую окраску.
[45] Не упускай никогда случая послушать хорошую
оперу.
[46] Высоко чти старое, но иди с открытым сердцем
также и навстречу новому. Не относись с предубеждением к незнакомым тебе
именам.
[47] Не суди о произведении по первому
впечатлению: то, что тебе нравится в первый момент, не всегда самое
лучшее. Мастера требуют изучения. Многое станет тебе ясным только в зрелые
годы.
[48] В суждениях о музыке различай, принадлежит ли
произведение к области искусства или служит лишь для целей любительского
развлечения; первые отстаивай, по поводу других не гневайся!
[49] "Мелодия" - боевой клич дилетантов, и
действительно, музыка без мелодии - не музыка. Пойми, однако, что они под
этим имеют в виду; они признают только мелодию легковоспринимаемую, с внешне
привлекательным ритмом. Но ведь есть и много других, иного склада, и где бы ты
ни раскрыл Баха, Моцарта, Бетховена, ты увидишь тысячу различных мелодических видов;
жалкое однообразие, особенно типичное для новых итальянских оперных мелодий,
надо надеяться, тебе скоро наскучит.
[50] Если ты подбираешь на рояле маленькие мелодии,
это очень мило, но если они являются сами по себе, не за инструментом, то
радуйся еще больше - значит в тебе пробуждается внутреннее музыкальное
сознание. Пальцы должны выполнять то, чего хочет голова, но не наоборот.
[51] Начиная сочинять, проделай все
мысленно. Только когда вещь совершенно готова, попробуй сыграть ее на
инструменте. Если твоя музыка вылилась из души, если ты ее прочувствовал, - она
так же подействует и на других.
[52] Если небо одарило тебя живой фантазией, то в часы
уединения ты будешь часто сидеть как прикованный за инструментом, пытаясь
излить в гармонии свое внутреннее я; и тем таинственнее ты будешь чувствовать
себя вовлеченным как бы в волшебный круг, чем менее ясным будет для тебя еще в
это время царство гармонии. Это самые счастливые часы юности. Берегись, однако,
слишком часто отдаваться влечению таланта, который побуждает тебя тратить время
и силы на создание как бы призрачных образов. Овладение формой, сила ясного
воплощения придут к тебе только вместе с нотными знаками. Отдавай поэтому
больше времени записи, чем импровизации.
[53] Как можно раньше познакомься с
дирижированием. Почаще наблюдай хороших дирижеров; вместе с ними можешь
потихоньку дирижировать и сам. Это принесёт тебе ясность.
[54] Внимательно наблюдай жизнь, а также знакомься
с другими искусствами и науками.
[55] Законы морали те же, что и законы искусства.
[56] Прилежанием и настойчивостью ты всегда
достигнешь более высокого.
[57] Из фунта металла, стоящего гроши, можно сделать
тысячи часовых пружин, которые ценятся очень высоко. "Фунт",
данный тебе свыше, используй как можно добросовестнее.
[58] Без энтузиазма в искусстве не создается
ничего настоящего.
[59] Искусство не предназначено для того, чтобы
наживать богатство. Становись все более совершенным художником, остальное
придет само собою.
[60] Лишь тогда, когда тебе станет ясной
форма, будет тебе ясным содержание.
[61] Быть может, только гений понимает гения до
конца.
[62] Некто высказал мысль, что законченный музыкант
должен уметь впервые услышанное оркестровое произведение представить себе
в виде партитуры. Это высшее, о чем можно помыслить.
[63] Ученью нет конца.