15 ноября 2018 года в медиацентре "Российской газеты" прошла пресс-конференция министра образования и науки Российской Федерации Ольги Васильевой, посвящённая предварительным итогам реализации приоритетных проектов в сфере образования и науки. Министр подробно рассказала о целях и задачах каждого проекта, что с ними происходит сегодня и каковы перспективы их развития.
Первый проект – "Создание современной образовательной среды для школьников". Задача – строительство 82 школ на 55 тысяч учебных мест в 53 регионах России. Проект предполагает федеральные субсидии регионам.
Второй проект – "Доступное дополнительное образование для детей". Планируется, что к 2020 году 78% российских детей будут охвачены дополнительным образованием. Составляющие проекта – инфраструктура, кадры, методическое сопровождение. В этом году 9 регионов получили субсидии для создания модельных центров по дополнительному образованию. Минобрнауки России провело обучающий семинар для руководителей этих центров. Прорабатываются пути привлечения студентов.
"Важно понять, как родители оценивают дополнительное образование", - подчеркнула Ольга Юрьевна. И призналась: "Есть задача – создание маленьких "сириусов" (условно говоря) в каждом регионе страны. Это сейчас необходимо, потому что за всеми нашими детьми будущее".
Третий приоритетный проект связан со средним профессиональным образованием, его название "Рабочие кадры для передовых технологий". Опрос показал, что в этом году 59% выпускников 9 класса выбрали для поступления именно образовательные учреждения системы среднего профессионального образования. Чтобы этот выбор был осознанным, существует ТОП-50 приоритетных специальностей. На сегодня разработаны 44 стандарта среднего профессионального образования. Создано семь межрегиональных центров компетенций по подготовке кадров для приоритетных отраслей экономики.
"Вузы как центры пространства создания инноваций" - четвёртый приоритетный проект. 121 вуз страны подал заявки, чтобы стать центрами инноваций в своих регионах. Это даёт возможность конкурентного отбора не менее 40 университетских центров из не менее чем 30 регионов. Шесть российских университетов вошли в ТОП-100 мирового рейтинга вузов. 13 университетов – в ТОП-300.
Пятый проект – "Развитие экспортного потенциала российского образования". Здесь речь не только о качестве российского образования, оно бесспорно, подчеркнула Ольга Васильева. Важно продвигать его на мировом рынке. Хотя слово "рынок" применительно к сфере образования министр образования и науки РФ считает не самым подходящим. В России обучаются иностранные студенты из 177 стран мира. Создан консорциум образовательных организаций высшего образования – экспортёров российского образования. В него входит 39 вузов, которые начнут принимать по своим программам иностранных студентов в самое ближайшее время. Число вузов может расти. Планируется развивать востребованные летние лагеря для иностранных школьников.
Шестой проект, самый большой по охвату, – "Современная цифровая образовательная среда". Сегодня уже существует 254 сертифицированных онлайн-курса. Создана общенациональная платформа "Открытое образование". Работает она так: студент проходит тот или иной курс, получает сертификат, сдаёт экзамен, этот сертификат засчитывается его вузом. "Таким образом мы не подменяем живое общение, лекции, семинары и так далее, а расширяем за счёт дистантного образования с обязательным зачётом результата", - пояснила Ольга Васильева. В августе этого года прошёл конкурсный отбор, и сегодня над созданием единого портала для размещения онлайн-курсов работают 17 вузов. Портал будет работать по принципу "единого окна". "Мы планируем создать сервисы для хранения электронных портфолио. Там же будет организована оценка качества онлайн-курсов и их рейтингование. И в начале 2018 года 140 тысяч человек должны будут пройти обучение по программе онлайн-курсов", - рассказала министр. Обучение должно коснуться всех возрастных групп населения.
Затем министр ответила на вопросы журналистов, которые касались доступности и платности дополнительного образования (Ольга Васильева твёрдо сказала, что вся кружковая работа должна быть бесплатна для школьников), оснащения школ словарями, высшего педагогического образования (сейчас Минобрнауки России проводит анализ, чему учат в этих вузах), дошкольного образования, модульных школ, оснащения образовательных организаций. Министр снова говорила о важности внедрения в учебных процесс шахмат, привела в пример Армению, где дети с 1 по 4 класс играют в шахматы один час в неделю. Одного часа, уверена Ольга Васильева, для занятий вполне достаточно. Министр поблагодарила руководство Чувашской Республики, где в сельских школах стоят напольные шахматы, дети проводят за игрой свободное время.